Воскресенье, 15 Декабря
О правах несовершеннолетних на получение бесплатного, доступного образования и ответственности за нарушение законодательства

Опубликовано: 15.05.2018
Просмотров: 989

В результате проведенных прокуратурой области в 2017 году проверок установлены нарушения исполнения законодательства, регламентирующего бесплатность, доступность дошкольного образования.

 

        Данные нарушения допускались, в том числе и по причине правовой неграмотности граждан, которыми приобретались товарно-материальные ценности, сдавались денежные средства под видом «добровольных пожертвований».

        Все образовательные организации вне зависимости от типа (казенные, бюджетные или автономные) относятся к некоммерческим организациям (ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), добровольные имущественные взносы и пожертвования являются одними из источников формирования имущества некоммерческой организации (ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

         Между тем необходимо иметь в виду, что ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) гарантируется право на общедоступность и бесплатность образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования) в государственных или муниципальных образовательных организациях.

  Положениями статей 8, 9 Закона об образовании предусмотрено, что  в зависимости от возложенных полномочий за счет средств областного и муниципального бюджетов финансируются расходы: на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с установленными нормативами; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

          В связи с чем не допускается принуждение родителей (законных представителей) воспитанников, учащихся со стороны администрации и работников образовательных организаций к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи, а также созданных органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов по принудительному привлечению родительских взносов и благотворительных средств на вышеуказанные цели.

Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Как следует из ст. 582 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», возможно оказание образовательным организациям благотворительности, под которой понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, а также дарение вещи или права в общеполезных целях в виде добровольных пожертвований.

   Безвозмездная передача имущества муниципальному учреждению может быть оформлена договором дарения или пожертвования. При этом договоры следует заключать в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в будущем.

          Полученные товарно-материальные ценности должны быть приняты организацией к учету (оприходованы), поставлены на баланс, впоследствии  должны использоваться в соответствии с указанным жертвователями назначением.

 Кроме того, организации могут получить пожертвования в виде денежных средств и расходоваться только на определенные гражданами цели (на приобретение оборудования, имущества, предоставление услуг и т.д.), но не на оказание учреждению финансовой помощи на цели, финансирование которых относится к полномочиям органов местного самоуправления, а реализация - к компетенции образовательной организации (укрепление материально-технической базы, благоустройство помещений, детских площадок и территории; обеспечение безопасных условий пребывания детей; оказание содействия в организации и улучшении условий труда педагогических и других работников и др.).

Таким образом, благотворительность, пожертвования родителей, иных физических или юридических лиц в любой форме могут приниматься в образовательной организации только на добровольной основе (должны соблюдаться принципы добровольности, общедоступности, бесплатности образования).

 При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации.

 Установление фиксированных сумм (200, 300, 500 руб. и т.д.) для благотворительной помощи, а также  включение в договоры условий о регулярности внесения имущественных взносов и добровольных пожертвований, относится к формам принуждения родителей (оказания давления) и является нарушением Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

          Отказ от добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо негативными последствиями для детей (внесение записей в дневники, тетради, занижение оценок, изолирование детей при обучении, питании от других воспитанников и др.).

         Благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде по желанию родителей (законных представителей) по ремонту помещений, территорий образовательной организации, оказании помощи в проведении различных мероприятий и т.д.

          В случае неисполнения образовательными организациями указанных требований действующего законодательства, нарушения прав ребенка на общедоступность и бесплатность образования граждане вправе обращаться с заявлениями за их защитой в органы местного самоуправления, образования, органы прокуратуры по месту жительства, а также в министерство образования и науки, прокуратуру области с указанием конкретных фактов незаконного сбора денежных средств, а также приобретения и использования имущества не по целевому назначению.

  За нарушение законодательства в рассматриваемой сфере, а также прав граждан виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Привлечение к дисциплинарной ответственности предусмотрено  ст.ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ; к гражданско-правовой ответственности – ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ; к административной - ст.ст. 7.27, 7.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за  кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества при отсутствии признаков преступлений; причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), а также к  уголовной ответственности –  ст.ст. 158, 159, 160, 165 Уголовного кодекса РФ.

 

Заместитель прокурора города                                                                      И.С. Волошина

Белогорск, Амурская область


| Назад | Печать

Карта сайта - Прокуратура

Официальный портал г.Белогорска. © 2019
Разработка и сопровождение: Отдел информационных технологий.